Достаточно ли будет пройти подготовку только в школе по месту жительства?
Рассмотрим муниципальное бюджетное образовательное учреждение (МБОУ) рядом с домом. Это может быть школа, гимназия, лицей — сейчас муниципальные образовательные организации имеют разные названия, но сути это не меняет.
Сильные стороны:
- адаптация развивается здесь наиболее эффективно: звонок, классы, учитель, одноклассники, правила внутреннего распорядка, — всё, что можно отнести к реальной учебной обстановке, — стимулирует привыкание ребёнка к школе;
- регулятивная сфера: чаще всего в подготовительном классе муниципальной школы тридцать и более учеников, учитель с первых дней задаёт направление на ускоренное формирование школьной дисциплины. Дошкольник при таком подходе быстрее приучается регулировать и контролировать свои действия в соответствии с требованиями школьной программы;
- социальная сфера: в полной мере удовлетворяется потребность ребенка в общении со сверстниками. Отличная возможность для ребенка изучить особенности поведения в детских группах и развить способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Слабые стороны:
- подготовка в муниципальных школах не всегда бесплатна — дополнительная нагрузка на семейный бюджет;
- подготовка в определенной школе не гарантирует зачисление именно в это образовательное учреждение;
- познавательная сфера развивается медленнее из-за невозможности учитывать педагогом индивидуальные потребности каждого ребенка (детей много, учитель не успевает). Уровень познавательной активности детей в классе разный, не исключена ситуация, когда к окончанию подготовки выясняется, что ребенок не успел овладеть необходимыми знаниями и умениями для успешного обучения (не умеет читать, не знает состав чисел первого десятка, слабо развита мелкая моторика и прочее).
Рекомендации:
В школу по месту жительства ребенок зачисляется без всяких условий, очередей, вступительных взносов и конкурсов. Если по решению родителей, ребенок будет получать начальное образование в школе по месту жительства, то рекомендуется пройти подготовку именно в этой школе. Вместе с этим рекомендуется уделить дополнительное внимание познавательной сфере (математические навыки, чтение, подготовка руки к письму, окружающий мир), занимаясь с ребенком самостоятельно или, посещая детский центр.
Достаточно ли будет пройти подготовку только в детском центре?
Имеется в виду коммерческий детский или семейный центр, оказывающий услуги по подготовке детей к школьному обучению. Названия образовательных программ в таких центрах могут быть самые разные и родителям важно понимать, что они отдали своего ребёнка именно на подготовку к школе, а не на курсы «развития», «ментальной арифметики», «скорочтения» и тому подобные малоэффективные для дошкольника занятия.
Сильные стороны:
- детей в группе немного, что позволяет педагогу уделять больше внимания познавательной сфере. Аналитическое мышление, логическое запоминание, сенсомоторная координация, умение воспроизводить образец, развитие мелкой моторики — эти элементы интеллектуальной зрелости ребенка могут быть эффективно проработаны в детском центре;
- в малых группах опытный педагог имеет возможность провести во время занятий коррекцию особенностей поведения ребёнка: стеснительность, гиперактивность, агрессивность, пассивность;
- возможность выбрать разные виды подготовки: групповая, индивидуальная, экпресс-подготовка. Комбинирование разных видов подготовки, учитывая индивидуальные особенности и потребности ребёнка, позволяет добиваться лучших результатов.
Слабые стороны:
- подготовка в детских центрах платная — дополнительная нагрузка на семейный бюджет;
- детский центр — структура, обеспечивающая комфортные условия для проведения занятий. При поступлении в школу дети не всегда оказываются в подобной обстановке. Есть вероятность слабой проработки адаптации к школьному обучению и регулятивной сферы ребёнка;
- даже незначительные отличия в методике (оформление, терминология, манера общения и тому подобное) от школьной подготовки очень часто вызывают негативную реакцию будущего учителя начальной школы. «Надо было посещать школьную подготовку, а не пользоваться сомнительными услугами детских центров!» — нередко сообщает родителям учитель первоклассника.
Рекомендации:
Родители, которые приняли решение готовить ребёнка к школе в детском центре, имеют возможность выбрать расположение, учебную программу, педагога, расписание. Навыки, которыми ребёнок овладел пока еще недостаточно, могут быть проработаны на дополнительных или индивидуальных занятиях. Рекомендуется поставить в известность школьного учителя об учебной программе, применяемой в детском центре. При необходимости получить инструкции по оформлению и выполнению заданий, получить информацию по применяемым в школе методикам определения школьной зрелости. Вместе с педагогом детского центра учитывать полученную информацию при составлении программы учебных занятий.
Вместо заключения
Важно помнить, что современное законодательство определяет родителей полноправными участниками образовательного процесса. С этим статусом прилагаются не только права, но и обязанности.
Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»