Гиперактивность и успешные дети: распространенные мифы

Имеет ли отношение диагноз СДВГ к повышенным интеллектуальным и творческим способностям ребёнка?
Гиперактивность

Гиперактивность и дефицит внимания у детей — статистика

Для начала посмотрим сколько детей от четырёх до пятнадцати лет имеют диагноз СДВГ. Анализ статистики показывает, что примерно у 18% дошкольников и младших школьников имеется диагноз минимальная мозговая дисфункция (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). В сравнении с девочками мальчики подвержены этому заболеванию в три раза чаще.

Гиперактивность (СДВГ) у детей
Диаграмма распространенности СДВГ

В статистику включены три группы СДВГ на основании классификации принятой в клинической психологии:

  • СДВГ с преобладанием импульсивности
  • СДВГ с преобладанием невнимательности
  • СДВГ комбинированного типа

Итак формулировка мифа:

Гиперактивные дети — будущие успешные взрослые

Исследование подобной гипотезы займёт довольно продолжительное время и специалисты пока не опубликовали серьёзных научных работ на тему «Зависимость: успешные дети и СДВГ». Во всяком случае в сети я такой информации не нашла.

Что говорят российские учёные?

Профессор кафедры поликлинической педиатрии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Делягин В.М. провёл исследование структуры школьной неуспешности в зависимости от заболеваний ребёнка. Исследование проводилось в двух крупных городах России и Казахстана.

Структура причин школьной неуспешности
СДВГ всех типов
46%
ЗПР
12%
Нарушения речи
10%
Аутизм
4%
Нарушения слуха
2%
Нарушения зрения
1%
Другие заболевания
25%

Диаграмма показывает, что диагноз СДВГ — это основная причина проблем в школе. Вместе с этим в своей работе профессор отмечает, что прогноз при диагнозе СДВГ благоприятен при соответствующем лечении и выполнении родителями врачебных рекомендаций (источник). Проще говоря: вылечить СДВГ можно.


Чехов Антон Павлович
А.П. Чехов

Проблемы в учёбе еще не означают, что взрослая жизнь ребёнка будет проходить недалеко от винного магазина в компании собутыльников. Можно вспомнить, например, классика мировой литературы Антона Павловича Чехова, который неоднократно в школе оставался на второй год, но это не помешало ему стать сначала врачом, а затем и знаменитым писателем.


Первый промежуточный вывод: проблемы в учёбе у гиперактивного ребёнка возникают чаще.

По материалам исследований российских ученых

Данные зарубежных специалистов

Патрик де Зеув , Хьюго Г. Шнак вместе с другими американскими учеными в своей работе «Дифференциальное развитие мозга с низким и высоким IQ при синдроме дефицита внимания и гиперактивности» исследовали связь между СДВГ и IQ. Выяснилось, что IQ у детей с СДВГ в среднем ниже в сравнении с аналогичным показателем IQ у детей без СДВГ (источник).

Уровень IQ у детей с СДВГ
Пунктирная линия — уровень IQ у детей с СДВГ, сплошная линия — контрольная группа детей без СДВГ

Показатель IQ — коэффициент интеллекта, следовательно говорить о том, что ребёнок с СДВГ имеет повышенные интеллектуальные способности ошибочно.

Второй промежуточный вывод: коэффициент интеллекта (IQ) у детей с диагнозом СДВГ ниже среднего.

По материалам исследований зарубежных ученых

После второго вывода смело можно использовать фразу «Низкий уровень интеллектуального развития — не приговор!». Ходят упорные слухи (без труда найдёте в поиске по соответствующему запросу), что Ольга Бузова счастливая обладательница одного из самых низких IQ среди современных знаменитостей. Как видите, это ей абсолютно не мешает быть успешной.

Ольга Бузова уровень интеллекта
Ольга Бузова

Подведем итог

  1. СДВГ преобладает в структуре причин школьной неуспешности.
  2. Коэффициент интеллекта у детей с гиперактивностью ниже чем у сверстников.
  3. Подтверждений того, что из детей с СДВГ вырастают выдающиеся представители общества не существует.

Что касается моей точки зрения на существование связи «гиперактивность-успешность», то я во многом согласна с позицией Артёма Чернова:

«В действительности большинство детей с симптомами СДВГ не демонстрируют каких-либо уникальных талантов. Более того, очень часто эти нарушения в регуляции активности мозговых систем никак не способствуют продуктивной и высокоэффективной работе и каким-либо социальным достижениям.

Гиперактивность и успешность — две совершенно параллельные, не связанные между собой, вещи. Им ничего не мешает существовать совместно, однако одно никак не влечёт за собой другое и не способствует ему.»

Артём Чернов. Специалист по физиологии психической деятельности, канд. биол. наук

В статье использованы работы профессора Делягина В.М., Патрика де Зеув , Хьюго Г. Шнака, канд. биол. наук А. Чернова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подготовка к школе
Добавить комментарий

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Пользовательское соглашение