Гиперактивность и дефицит внимания у детей — статистика
Для начала посмотрим сколько детей от четырёх до пятнадцати лет имеют диагноз СДВГ. Анализ статистики показывает, что примерно у 18% дошкольников и младших школьников имеется диагноз минимальная мозговая дисфункция (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). В сравнении с девочками мальчики подвержены этому заболеванию в три раза чаще.
В статистику включены три группы СДВГ на основании классификации принятой в клинической психологии:
- СДВГ с преобладанием импульсивности
- СДВГ с преобладанием невнимательности
- СДВГ комбинированного типа
Итак формулировка мифа:
Гиперактивные дети — будущие успешные взрослые
Исследование подобной гипотезы займёт довольно продолжительное время и специалисты пока не опубликовали серьёзных научных работ на тему «Зависимость: успешные дети и СДВГ». Во всяком случае в сети я такой информации не нашла.
Что говорят российские учёные?
Профессор кафедры поликлинической педиатрии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Делягин В.М. провёл исследование структуры школьной неуспешности в зависимости от заболеваний ребёнка. Исследование проводилось в двух крупных городах России и Казахстана.
Диаграмма показывает, что диагноз СДВГ — это основная причина проблем в школе. Вместе с этим в своей работе профессор отмечает, что прогноз при диагнозе СДВГ благоприятен при соответствующем лечении и выполнении родителями врачебных рекомендаций (источник). Проще говоря: вылечить СДВГ можно.
Проблемы в учёбе еще не означают, что взрослая жизнь ребёнка будет проходить недалеко от винного магазина в компании собутыльников. Можно вспомнить, например, классика мировой литературы Антона Павловича Чехова, который неоднократно в школе оставался на второй год, но это не помешало ему стать сначала врачом, а затем и знаменитым писателем.
Первый промежуточный вывод: проблемы в учёбе у гиперактивного ребёнка возникают чаще.
По материалам исследований российских ученых
Данные зарубежных специалистов
Патрик де Зеув , Хьюго Г. Шнак вместе с другими американскими учеными в своей работе «Дифференциальное развитие мозга с низким и высоким IQ при синдроме дефицита внимания и гиперактивности» исследовали связь между СДВГ и IQ. Выяснилось, что IQ у детей с СДВГ в среднем ниже в сравнении с аналогичным показателем IQ у детей без СДВГ (источник).
Показатель IQ — коэффициент интеллекта, следовательно говорить о том, что ребёнок с СДВГ имеет повышенные интеллектуальные способности ошибочно.
Второй промежуточный вывод: коэффициент интеллекта (IQ) у детей с диагнозом СДВГ ниже среднего.
По материалам исследований зарубежных ученых
После второго вывода смело можно использовать фразу «Низкий уровень интеллектуального развития — не приговор!». Ходят упорные слухи (без труда найдёте в поиске по соответствующему запросу), что Ольга Бузова счастливая обладательница одного из самых низких IQ среди современных знаменитостей. Как видите, это ей абсолютно не мешает быть успешной.
Подведем итог
- СДВГ преобладает в структуре причин школьной неуспешности.
- Коэффициент интеллекта у детей с гиперактивностью ниже чем у сверстников.
- Подтверждений того, что из детей с СДВГ вырастают выдающиеся представители общества не существует.
Что касается моей точки зрения на существование связи «гиперактивность-успешность», то я во многом согласна с позицией Артёма Чернова:
«В действительности большинство детей с симптомами СДВГ не демонстрируют каких-либо уникальных талантов. Более того, очень часто эти нарушения в регуляции активности мозговых систем никак не способствуют продуктивной и высокоэффективной работе и каким-либо социальным достижениям.
Гиперактивность и успешность — две совершенно параллельные, не связанные между собой, вещи. Им ничего не мешает существовать совместно, однако одно никак не влечёт за собой другое и не способствует ему.»
Артём Чернов. Специалист по физиологии психической деятельности, канд. биол. наук
В статье использованы работы профессора Делягина В.М., Патрика де Зеув , Хьюго Г. Шнака, канд. биол. наук А. Чернова.