Как улучшить успеваемость в школе?

Практические рекомендации для улучшения успеваемости в начальной школе
Хорошие оценки в школе

Проблемы в учёбе

Для родителей, которые заинтересованы в хорошей и отличной учёбе своего ребёнка, ситуация с плохими оценками в школе очень неприятна и чувствительна. Довольно часто родители уже предпринимали попытки улучшить успеваемость, но результаты пока очень скромные — оценки не устраивают ученика и родителей. Будем считать, что уровень произвольности вашего ребенка соответствует возрасту и проблема успеваемости не связана с развитием произвольной сферы ребенка.

О влиянии уровня произвольности на успеваемость и про отношение к этой проблеме родителей можно прочитать в статье, которая применима к этапу «подготовка к школе — первый класс»:

«Причина плохой успеваемости в первом классе»

Подобные термины нечасто встречаются в нашей повседневной жизни и я воспользуюсь словарём психолога, чтобы правильно сформулировать определение произвольности:

Понятие произвольности в педагогике и детской психологии

Произвольность — сознательная саморегуляция своего поведения и своей деятельности. Необходимой предпосылкой для развития произвольности является осознание ребёнком своих действий. Это многокомпонентное понятие, которое требует обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции (способности удерживать цель деятельности, составлять программу действий, формировать модель значимых условий деятельности, умения видеть свои ошибки и корректировать их).

Если у школьника развита произвольность поведения, то он умеет управлять своими поступками, контролировать своё настроение, выполнять необходимые учебные действия, стремится получать хорошие оценки в школе.

Определяем направление для работы

После знакомства с понятием произвольности можно переходить к первой рекомендации. Очевидно, что родителям недостаточно хорошо успевающего ребёнка необходимо понять: не является ли причиной плохой успеваемости низкий уровень произвольности?

Расставляем приоритеты

Если проблемы в учёбе возникают от нежелания сделать над собой усилие, неумения сконцентрироваться, пассивном отношении к преодолению трудностей, тогда первоочередное внимание обращаем на развитие произвольной сферы ребёнка.

  • Школьная программа редко предусматривает вариант «хочу — не хочу», с самого первого класса основой мотивации становится «надо». Опираясь на свой жизненный опыт, родители понимают, что в дальнейшей жизни мотивировать свои действия словом «надо» придется очень и очень часто. Поэтому объясняем ребенку важное значение слова «надо».
  • Мало того, что необходимо следить за изменением отношения ребенка к учёбе в связке «хочу и надо», придется убедительно рассказать школьнику о том, что достижение положительного результата возможно только через усилия над собой. Иногда через очень серьёзные усилия.
  • Как и во всех остальных случаях, важно, что называется «не сорвать резьбу», занимаясь с ребёнком улучшением успеваемости. Расставляем приоритеты правильно и первым приоритетом всегда ставим здоровье. Под здоровьем подразумеваем благоприятное физическое, эмоциональное и психологическое состояние школьника.

При работе над улучшением успеваемости необходимо учесть многое. Вступая в борьбу за хорошие оценки в школе, не забываем, что первый и главный приоритет — это здоровье вашего ребёнка. Здесь уместна аналогия с тезисами, изложенными в этой статье:

«Готовность ребёнка к школе: что поставить первым приоритетом?»

Произвольная сфера проработана, разъяснительные беседы проведены, приоритеты правильно расставлены, что дальше? Теперь необходимо понять: способен ли ребёнок к обучению в общеобразовательном учреждении в принципе? Итак, вторая рекомендация.

Лень или что-то другое?

Современные образовательные стандарты подразумевают, что программа обучения вполне по силам ребенку со средними способностями. Как понять у кого какие способности к обучению и чем отличается средний уровень от низкого или высокого?

Где расположена граница между трудностями с усвоением учебного материала и ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальной сфере? Что говорит об этом статистика? Подробнее об этом здесь:

«Незнание таблицы умножения — признак умственной отсталости?»
  1. Пытаясь оправдать лень и нежелание сделать над собой усилие, всегда помните о том, что причин неуспеваемости всего две: первая — нет желания учиться, вторая — ребёнок не способен к обучению. «Что здесь такого, если ребёнок не зазубрил таблицу умножения, я её до сих пор не знаю, а работаю экономистом», — сообщает родитель в беседе с учителем… Собственно, ничего такого — просто ребёнок не в состоянии усвоить программу общеобразовательной школы для второго класса… Рекомендую не придумывать оправданий, эффективнее будет постараться правильно определить: ленится школьник или у него есть признаки ОВЗ.
  2. Расшифровка видов ОВЗ (ограниченных возможностей здоровья) изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Описывается специфика категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией). Кроме всего прочего, к ним относятся задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, комплексные нарушения развития. При их подтверждении ПМПК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка. Родителям лучше не пренебрегать диагностикой и дать соответствующее разрешение на обследование ребёнка.
  3. Если дошли до этого пункта и еще продолжаете читать, то предлагаю вашему вниманию основную рекомендацию: необходимо искать возможность выучить предмет, прикладывать усилия (и улучшать тем самым успеваемость ребёнка), в противном случае придется получить диагноз и продолжать обучение для детей с ОВЗ (для «особенных» детей учебные требования снижены). Наиболее полезной эта рекомендация будет для тех родителей, которые слишком увлеклись поиском оправданий неудовлетворительной учебы своего ребёнка.
Отличная успеваемость
Получаем отличные оценки

Улучшаем успеваемость в начальной школе

Школьник обладает способностями выше средних и раньше имел отличные оценки по всем предметам, но сейчас съехал на тройки. Он не лентяй и у него нет признаков ОВЗ, где в этом случае причина плохой успеваемости? В первой части статьи мы искали причины в себе, теперь обратим внимание на окружающие обстоятельства.

Принять во внимание внешние обстоятельства

Каждый ребенок воспринимает информацию, получаемую во время урока от учителя, индивидуально. В классе (например, в моём) тридцать шесть учеников, поток информации от учителя, в силу обстоятельств, постоянно прерывается: мешает шум, педагог отвлекается на сохранение дисциплины, в классе может быть слишком жарко или слишком холодно, отвлекающих факторов предостаточно. Кому-то из учеников удаётся удержать внимание, а кому-то нет — в результате материал усвоен недостаточно.

Поддерживать уровень знаний постоянно

Можно ли назвать хорошую успеваемость достижением школьника? Конечно. Более того, хорошая успеваемость — это еще и безусловное достижение родителей ученика. Как и в спорте высоких достижений необходимо постоянно поддерживать спортивную форму, так и в учёбе требуется поддерживать полученные знания в актуальном состоянии. Отдых необходим, но полностью исключать учебную активность на каникулах недопустимо. Иногда каникулы — единственная возможность наверстать упущенное.

Использовать родительский ресурс

Ищите методику, которая максимально подходит именно вашему ребенку. Успешный опыт других родителей и учеников имеет огромную ценность, но никто не знает вашего ребёнка лучше вас. Возможно, для некоторых детей понадобится больше времени на усвоение необходимых знаний. Может быть, придется возвращаться и повторять пройденное еще много раз. Хорошая успеваемость в начальной школе должна быть занесена в список достижений ребенка, этот рубеж должен быть взят. Один из первых трудных рубежей, каких в школе и жизни будет еще великое множество.

Нужна помощь специалиста?
Быкова Оксана Леонидовна
Учитель начальных классов, педагог по подготовке к школьному обучению
Задать вопрос
Уважаемые родители! Приглашаю на занятия по повышению успеваемости в начальной школе и на занятия по подготовке к школе. Задавайте вопросы, буду рада ответить!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подготовка к школе
Комментарии: 5
  1. Наталья

    Планируются ли занятия по улучшению успеваемости на летних каникулах 2021 года?

    1. Ксения Алексеева (автор)

      Добрый день, Наталья! На летних каникулах обязательно будут занятия по улучшению успеваемости и по подготовке к школе. Заявку можно отправить:
      на e-mail: info@projunior.ru
      контактная форма: https://www.projunior.ru/zapisatsya-na-podgotovku-k-shkole/
      группа ВКонтакте: https://vk.com/projunior.group

      1. Наталья

        Спасибо!

  2. FoEako

    Спасибо.

  3. Foorko

    Спасибо.

Добавить комментарий

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Пользовательское соглашение