Комплексная подготовка к школе: структура учебных занятий

Комплексная подготовка к школе - заключительный цикл занятий для детей второго и третьего года обучения, включающий в себя: графические упражнения для подготовки руки к письму, занятия по формированию зрительно-пространственных представлений, уроки по адаптации к школьному обучению и многое другое. В этой статье рассмотрим структуру и методику одного из занятий по подготовке к школе в группе для детей 6-7 лет
Комплексная подготовка к школе

Организация учебного процесса

Организационная часть занятия направлена на то, чтобы помочь детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации к школе в условиях систематического обучения. Какие важные элементы можно выделить при формировании у ребёнка более точного представления о школе и роли ученика в ней?

  • занятия очень похожи на уроки в школе: дети сидят за партами, пользуются учебными пособиями и принадлежностями, на уроках присутствуют другие ученики, которые выполняют аналогичные учебные задания;
  • занятия ведет действующий учитель начальной школы, который определяет тему урока, даёт необходимые знания и навыки, контролирует качество и сроки выполнения классных и домашних заданий;
  • занятия состоят из блоков (соответствуют школьным предметам): элементарные математические представления, знакомство с окружающим миром, устная и письменная речь;
  • занятия включают в себя использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) для адаптации дошкольника к получению знаний в современной школе;
  • занятия разделены на части (уроки) между которыми организованы перерывы (перемены) на которых дети по аналогии со школьными переменами могут: принять пищу, поучаствовать в физкультминутке, пообщаться со сверстниками.

Звуки и буквы

Первый учебный блок, который можно назвать первым уроком — это начало изучения фонетического разбора слов. Тема урока «Звуки и буквы». Звуки мы слышим и произносим, а буквы — видим и пишем. Как эффективно изучить это важное правило, которое поможет ребёнку овладеть навыками правильного звуко-буквенного (фонетического) анализа слов?

Для запоминания используем не только традиционный метод повторений, но и наглядно-действенный подход, а также метод запоминания при помощи ассоциаций и воображения, подключаем воздействие на рецепторы

Мультисенсорная рецепция. Воздействия в процессе запоминания на рецепторы. В данном случае — это рецепторы двигательных систем ребёнка

В практической реализации для фразы «Звуки мы слышим и произносим, а буквы — видим и пишем» это означает, что ученик при произнесении слов «слышим и произносим» — подносит руки к ушам (слышит) и к губам (произносит), а при произнесении слов «видим и пишем» — подносит руки к глазам (видит) и имитирует руками письмо (пишет).

Учебный блок "Звуки и буквы"

Во время урока дети сидят за учебными партами, в классе перед учениками расположена интерактивная доска, помещение оснащено рециркулятором воздуха, санитайзером, умывальником. Занятия проводятся по учебной программе «Ломоносовская школа», которая разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Социальная адаптация

Перемена — это неотъемлемая часть образовательного процесса. Все дети в школе ждут перемены, чтобы отдохнуть, побегать, поиграть в любимый смартфон, пообщаться с друзьями. Вместе с этим во время большой перемены школьный устав предусматривает обязательный приём пищи для учащихся начальной школы. В группе комплексной подготовки к школе для изучения поведения за столом при приёме пищи организовано чаепитие.

Адаптация к школьному обучению

Как и в настоящей школе чаепитие проходит не в учебном классе, а в другом помещении. Здесь важно ознакомить ребёнка с правильной последовательностью событий: дисциплинировано проследовать к месту чаепития, помыть руки, аккуратно занять своё место за столом, правильно вести себя, не испачкать свою и одноклассников одежду, убрать за собой и так далее.

Социальная адаптация — это процесс приспособления личности к имеющимся общественным отношениям, правилам, стандартам, ценностям общества, в котором живет и действует человек

Артемов, С.Д. — «Проблемы социальной адаптации»

Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия начальной школы. Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Первоклассники, прошедшие курс комплексной предшкольной подготовки лучше и быстрее адаптируются к школе. Поэтому важно проработать все (даже на первый взгляд незначительные) ситуации, возникающие в процессе обучения в начальной школе.

Подготовка руки к письму

После перемены начинаем следующий урок, тема урока «Подготовка руки к письму. Выполнение графических заданий». Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными или напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично это важно для выработки красивого и четкого почерка.

Подготовка руки к письму

Графические навыки — ключевые умения, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех учебных областях. Цель нашего урока: формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через развитие мелкой моторики руки ребенка с помощью графического воспроизведения и формирование у детей интереса к освоению письма при выполнении графических упражнений.

Цикл занятий по подготовке к школе

Подготовить отлично успевающего в начальной школе ребёнка — цель многих современных родителей. Я во многом согласна с таким подходом. Вместе с этим хотелось бы подчеркнуть особое место в предшкольной подготовке адаптации и социализации будущего первоклассника. Гармонично решать задачи адаптации, социализации и отличной успеваемости вполне возможно, если использовать при подготовке к школе регулярность, цикличность, преемственность на всех этапах занятий. Например:

  1. Первый начальный этап полного цикла предшкольной подготовки — это развивающие занятия «Учусь учиться» для детей 3-4 лет. Занятия в группе по 5-7 детей или индивидуально.
  2. Второй этап — группа для детей 5-6 лет «Комплексная подготовка к школе». Занятия в малых группах или индивидуально. О структуре одного из занятий именно этого этапа вы сейчас читаете.
  3. Третий заключительный этап — группа «Предшкольная подготовка» для детей 6-7 лет. Занятия в классе общеобразовательной школы или в детском центре — малые группы и индивидуально.

Преемственность на каждом этапе цикла обеспечивается единым подходом на основе учебно-методического комплекса «Ломоносовская школа» для одарённых детей от трёх до семи лет. Кстати, если вы знаете по какой программе будет обучаться ваш ребёнок в первом классе, в индивидуальном порядке я имею возможность применять при подготовке к школе любые другие учебно-методические комплексы, например: УМК «Школа России» и УМК «Перспектива».

Эффективность применения

Перед вами стоит задача отправить ребёнка в первый класс отлично подготовленным и вы не сможете принять для себя упоминаний имени вашего ребенка в числе слабых и отстающих? В этом случае рекомендую вам пройти со своим ребёнком полный цикл занятий по подготовке к школе, включающий все три этапа.

За пятнадцать лет работы с детьми дошкольного возраста мне приходилось применять различные методики при подготовке детей к школе. Наибольшую эффективность показал комплексный подход, включающий в себя три полноценных этапа, которые основаны на преемственности и планомерности образовательного процесса.

Общая информация

О чём мы еще не успели рассказать? Общая продолжительность занятия два астрономических часа, занятие разделено на четыре урока, на переменах организовано чаепитие, чтобы исключить переутомление применяются интегрированные танцевальные физкультминутки.

Ведёт занятия учитель начальных классов МБОУ СОШ С УИОП № 38 им. Е.А. Болховитинова Быкова Оксана Леонидовна. Чтобы записаться на занятия — заполните форму или оставьте сообщение в нашей группе ВКонтакте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подготовка к школе
Комментарии: 3
  1. Клементина

    Танцевальная физкультминутка мне понравилась очень!))

  2. Алексей

    Подскажите, пожалуйста, сколько детей в группе?

    1. Ксения Алексеева (автор)

      Занятия в школе проводятся в группах по 25-30 детей, занятия в детском центре — в группах по 5-7 детей, индивидуальные занятия проводятся для одного ребёнка.

Добавить комментарий

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Пользовательское соглашение