Прошёл предшкольную подготовку, но в первом классе учиться не способен. В чём причина?
Понятие произвольности
Ребёнок на занятиях по подготовке к школе кривит лицо, отворачивается от преподавателя, всем своим видом показывает, что не желает заниматься. Многие родители, которые привели своих детей на предшкольную подготовку, нередко наблюдают такую картину.
Низкий уровень развития произвольной сферы ребёнка — так характеризует современная педагогика подобное поведение. На диаграмме приведены данные исследования уровня произвольности по методике «Паровозы» Н.Г. Салминой (Катульская Е. В., Зайцева О. Ю. Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф.).
Основы развития произвольности закладываются в дошкольном детстве, когда поведение ребенка регулируется определенным представлением или обобщенным образом в форме правила или нормы, то есть становится произвольным (согласно принятой терминологии).
Влияние уровня произвольности на успеваемость
К низкому уровню в исследовании отнесено 36% дошкольников. У этих детей способность произвольно регулировать деятельность характеризовалась тем, что они, принимая инструкцию, не могли ее удержать и часто нарушали правила выполнения действия.
Таким образом, исследование показывает, что у значительной части детей слабо развита способность работать по образцу и соблюдать правила. Повлияет ли это на успеваемость в первом классе?
Практика показывает, что самые трудные случаи проявления слабой сформированности произвольной сферы осложнены ошибочным отношением родителей к этой проблеме.
Отношение родителей к проблеме низкого уровня произвольности
Развитие волевой регуляции поведения осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.
За выполнением правила лежит система социальных отношений между ребёнком и взрослым.
Д.Б. Эльконин
Наиболее тяжелые последствия низкого уровня произвольности наблюдаются в тех случаях, когда родители ребенка игнорируют (намеренно или по незнанию) наличие проблемы.
Например, родители привели ребёнка на подготовку и увидели, что дошкольник не соблюдает требования педагога: капризничает, скандалит, льёт слезы, отказывается заниматься и тому подобное. Что делают в таких случаях некоторые родители?
Переводят ребёнка в «элитное» учебное заведение, где педагог ничего не требует, ребёнок может не соблюдать никаких правил, лишь бы родители регулярно платили… Приходилось встречать такую ситуацию? К сожалению, для самых тяжелых случаев — это наиболее типичный ход развития событий.
Необходима серьёзная коррекционная работа
В результате к началу обучения в школе мы получаем ребенка с тяжелым нарушением развития произвольной сферы. Такой школьник не в состоянии воспринимать учебную программу первого класса, не готов соблюдать правила и требования образовательного учреждения и, в большинстве случаев, нуждается в серьёзной коррекционной работе нескольких специалистов.
Несформированность произвольной сферы, собственно говоря, и есть одна из основных причин неуспеваемости ребёнка в первом классе. Первоклассник не приучен делать над собой усилие, не приспособлен получать результат после проведения учебной работы, не готов к получению новых знаний через выполнение требований учебного заведения.
Никогда бы не подумала, что «произвольность» обозначает именно это. Буду знать.