Психологическая готовность к школе

Схематично можно выделить три аспекта психологической готовности к школьному обучению (три аспекта школьной зрелости)
Психологическая готовность к школе

Тестирование при зачислении в первый класс

Законодательство не запрещает администрации школы тестировать будущих первоклассников. Очень часто зачисление по результатам тестирования можно встретить в школах, где ожидается слишком много заявлений на зачисление не по месту жительства. Что будут проверять? Вполне возможно, что будет тест на психологическую готовность ребёнка к школе.

Получить образцы тестов в школе возможно, но маловероятно. Как же подготовиться, если информации никакой, а поступить в престижную школу очень хочется?

Родителям на заметку

Схематично можно выделить три аспекта психологической готовности к школьному обучению (три аспекта школьной зрелости):

  • интеллектуальный;
  • эмоциональный;
  • социальный.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

  • дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
  • концентрация внимания;
  • аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
  • логическое запоминание;
  • сенсомоторная координация;
  • умение воспроизводить образец;
  • развитие тонких движений руки.

Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Цель теста на интеллектуальную зрелость — отсеять не очень способных к обучению дошкольников. Сильные школы не заинтересованы в слабых учениках.

Об эмоциональной зрелости говорят:

  • уменьшение импульсивных реакций;
  • возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Здесь всё понятно — высокая нагрузка в хорошей школе всегда вызывает эмоциональное напряжение у младших школьников и учебное заведение не заинтересовано в плаксах и нытиках.

О социальной зрелости свидетельствуют:

  • потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп;
  • способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Умение ладить с другими детьми и работниками школы — еще один параметр для вероятного тестирования. Насколько воспитан малыш, не будет ли с ним проблем? Не трудно заметить, что по всем параметрам тестирование призвано отсеять проблемных учеников.

На основании выделенных параметров создаются тесты (методики) для определения школьной зрелости или, другими словами, для определения готовности ребёнка к школьному обучению.


Родителям, принимая во внимание три аспекта готовности к школьному обучению (школьной зрелости), можно определить для себя критерии по которым школьная психологическая служба будет тестировать ребёнка.


В статье использованы материалы книги: «Психологическая готовность к школе», Н.И. Гуткина, 4-е издание, Санкт-Петербург, 2018 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Подготовка к школе
Добавить комментарий

Нажимая кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Пользовательское соглашение