Межпредметные связи в процессе предшкольной подготовки
Реализация технологии межпредметных связей способствует систематизации, глубине и прочности знаний, помогает дать дошкольникам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Два интегрированных блока: «Узнаю цифры» и «Знакомлюсь с окружающим миром»
Для примера рассмотрим занятие по подготовке к школе в котором организованы межпредметные связи между познавательными блоками «Узнаю цифры» и «Знакомлюсь с окружающим миром».
Познакомить дошкольника с геометрическими фигурами — одна из основных задач блока «Узнаю цифры». Здесь одним из ведущих познавательных процессов дошкольника является восприятие. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него.
Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов, что несомненно знакомит ребёнка со свойствами окружающего мира.
Создаём межпредметную связь
Элементарные математические представления — это отвлеченные и абстрактные категории. На первом этапе дошкольнику не всегда понятно с какой целью на занятиях учитель даёт эту информацию.
Постараемся сделать так, чтобы ребёнок смог использовать накопленные ранее знания при изучении геометрических фигур в другом познавательном блоке. Например, в блоке «Знакомлюсь с окружающим миром». Для выполнения творческого задания ребенку предлагается использовать ранее изученные фигуры.
Знакомство с окружающим миром, в данном случае с представителем живой природы — птицей, прорабатывается отдельной темой: «Где в природе мы можем встретить геометрические фигуры?». Межпредметная связь установлена и дополнена заданием по проработке мелкой моторики (изготовление аппликации).
Положительный эффект
В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать ребёнку возможность реализовать ее в полной мере. Создавая межпредметные связи, мы получаем положительный эффект при изучении нескольких учебных предметов.